September 19, 2022

Разбор речи (Upgrade)

Разбор речи проходят в школе в третьем классе и тема эта для среднего школьника выглядит скучной, а уж взрослые в большинстве своем вообще не интересуются вопросом потребления информации, а зря…

Для общего развития полезно освежить школьные знания про части речи и ее морфологический разбор. Помните существительное, глагол, прилагательное и так далее? Так вот, все слова выполняют какую то функцию не только для формулирования мысли и построения предложения, не только для более детальной передачи информации об описываемых предметах и событиях, но и для формирования отношения. В одном из прошлых роликов я разбирал состояние гнева, предпосылки его появления и взаимодействие с ним, поэтому для лучшего понимания рекомендую посмотреть. А пока напомню, что наше мышление можно условно разделить на конструктивное (только о сути событий) и оценочное (основанное на эмоциях). В реальности оно смешанное, но кто разбирается в этом, тот менее подвержен чужим манипуляциям и способен управлять восприятием у других людей.

Начнем, как говорится, с сухого текста. Слова в нем отличаются друг от друга не только как части речи, но и по степени влияния на восприятие, поэтому пока условно разделим их на конструктивные и оценочные.

Конструктивными в большей степени будут существительное, глагол, числительное, местоимение, предлог, союз, частица и некоторые другие.

А оценочные как правило это прилагательное, наречие, причастие, междометие.

Рассмотрим пример простого предложения:

Существительное - (стол), глагол- (стоит) видим только конструктивную суть добавим деталей и получим (стол стоит на входе в комнату), в этом тексте нет прямых запросов на формирования отношения у читающего, нет возбудителей эмоций, поэтому отношение у него нейтральное. Но если сюда добавить прилагательное (облезлый) наречие (убого) и причастие (шатающийся), то что мы получим в итоге? Облезлый и шатающийся стол убого стоит на входе в комнату. В чем разница? Когда мы получаем информацию, а именно в виде чтения текста или слушаем речь человека то вынуждены визуализировать ее в своем сознании и при отсутствии прямых оценочных признаков формируем относительно нейтральный образ без подробностей. Но как только появляются слова, описывающие признаки предмета, события или действия, то во первых это позволяет более подробно представить о чем написано или говорится, а во вторых может запустить процесс формирования нашего отношения к тому, что мы представляем (именно представляем, а не к тому что и как было на самом деле). Ведь даже то, что мы читаем это внутренняя интерпретация автора какого-то события, а по сути описание только его представления о нем. Поэтому во втором случае уже можно заметить появление отношения к описываемому предмету и событию.

Но среди условно названных выше конструктивных частей речи встречаются и оценочные, например: существительное «мразь», глагол «унижать» и так далее по остальным, значит можно разделить все слова на прямо влияющие не отношение и не влияющие. Как это можно применять? При чтении любого текста теперь можно отличать слова, описывающие суть событий и слова отчасти или полностью влияющие на эмоции, на формирования позитивного или негативного отношения. Как это делать? Во время чтения (например статей в СМИ) понаблюдать за собой, как меняется внутреннее отношение к описываемым событиям, людям, их действиям. Со временем придет навык эффективно читать, выделяя максимум конструктивной информации и отбрасывая манипулятивную составляющую. Так вот постепенно и развивается критическое мышление.

Теперь о восприятии информации из устной речи человека. Если мысленно убрать из нее громкость и тональность, то можно привести к формату сухого текста. При таком подходе уже снимаем значительную часть, направленную на формирование нашего отношения. Банальный пример- оппонент реагирует на эмоциональность и громкость голоса, а не на содержание речи фразой «что ты орешь?» Отделили? Теперь для удобства разберем на составляющие само содержание речи.

Это первое - конструктивная часть, про это уже выше было сказано.

Второе - что человек говорит о себе словами «я думаю, я уверен, я надеюсь, я боюсь, я хочу, я вижу» и так далее.

И третье - как он относится к тому, о чем говорит словами «мне нравится, выглядит симпатично, это ужасно, кошмар или ппц» и так далее.

Дополним этими словами наше предложение приведенное выше «я уверен, что облезлый и шатающийся стол, который убого стоит на входе в комнату, нужно выбросить.»

Замечаем, что человек придает себе значимости, обозначая свою уверенность и создает негативные эмоции относительно какого-то предмета. Но вдруг это музейный экспонат, мы же не знаем контекста? И это следующий важный фактор понимания информации. Он намного шире чем просто мысль и предложение, намного сложнее для понимания, поэтому когда вы слышите от людей «к чему ты это ведешь?» то это может значить, что оппонент не может или не хочет понимать сам контекст. И что-то мешает ему это сделать, может низкий интеллект, а может эмоциональный фон, который создается говорящим в виде громкости и тональности голоса, а также слова, прямо или косвенно запускающие процесс формирования отношения к описываемому событию. Дабы не углубляться я пока не говорю об НЛП методиках ведения переговоров, так как это отдельная большая тема не для 10 минутного ролика. Поэтому вот вкратце об инструменте, который можно использовать как фильтр для лучшего понимания получаемой информации и наоборот для формирования нужного отношения у оппонента, Умение пользоваться им поможет посмотреть с новой стороны и на уже привычные события и помочь эффективней общаться с людьми, а так же развивать критическое мышление. Тему раскрыл кратко с минимумом примеров, кому интересно и нужно могут разобраться и освоить самостоятельно или вместе со мной.