January 22, 2016

Мысли вслух - про образование...

Что нам говорит Конституция?
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Пунктом 2 государство берет на себя обязанность давать знания ученикам. Что это значит? Да то, что возьмет эти знания только тот, кому они нужны, причем раз их дают нахаляву, то особой ценности они как бы и не представляют.

Пункт 3 уже меняет расстановку приоритетов, ведь как бы высшее образование должно давать социальный приоритет, но на практике это далеко не факт. Ладно, Идем дальше.

Пункт 4 определяет ответственных за получение знаний детьми - родителей, но далеко не все родители осознают широкий смысл этого понятия.

Чем является школа на сегодняшний день? Мое мнение что это противоречивое и далекое от совершенство место. Заранее предупреждаю, что смысл статьи не в печали о том, что есть плохого, а в поиске идей, чтоб стало лучше.

1 Вопрос - министерство образования- чем там люди заняты, сколько их там работает и зачем, если бесплатное образование его форму и суть не одобряет большинство родителей? Как этим родителям обеспечивать получение детьми образования в котором такой бардак?

2 Вопрос- кто решает какие предметы и по какой программе преподавать? Почему нет возможности хоть как-то влиять на это? Почему родители не могут в свободном доступе ознакомиться с программой обучения?

3 Вопрос - почему до сих по никто не внес инициативу онлайн трансляций уроков? Сейчас последний бомж может с мобильного транслировать свой видеобред на весь мир в реальном времени, а такой полезной функции нет? Почему 500 каналов ТВ можно смотреть в записи, а торренты забиты сериалами, разжижающими мозг, но архива уроков даже за текущий месяц нет? Ведь дети болеют, пропускают уроки, а ведь могли бы нагонять пропущенное через записи! Да пусть даже без серверов с архивом, пусть будет трансляция и возможность ее записать. Кому из родителей надо - сами запишут.

4 Вопрос - почему до сих пор в 21 веке ученики таскают неподъемные рюкзаки? Кстати знаете почему именно рюкзаки? Да потому, что так повелось что учебники и прочее для учебы весят столько, что таскать их сумке это гарантировано искривление позвоночника. Чубайс же показал электронный учебник, ну пусть не все предметы, но можно же часть закачать? Разрешите свои книжки, кому это важно - купят детям. Расслоение? А айфоны у школьников это не расслоение?
Есть разница 8кг или 3кг в весе школьного портфеля?

5 Вопрос - почему до сих пор нет приложения для электронного дневника для учителя и родителей? Блин, есть вайберы, вацапы и прочее, но нет такого простого инструмента взаимодействия! Надо что-то донести до родителей? Рассылка массовая с подтверждением получения. Я не буду подробно расписывать удобства отличающие 21 век от каменного. Сами прикиньте.

6 Вопрос- какой смысл в выпускных экзаменах кроме как оценки работы школы со стороны Минобразования? Обосную- школа дает знания, ученик берет, родители обеспечивают получение, так зачем итоговые экзамены? Вы скажете, а как-же обязательные предметы? А я скажу - почитайте, что пишут люди, посмотрите на количество примитивных орфографических ошибок? Выпускники институтов и люди любых возрастов проходят к примеру у меня собеседования до 100 человек в год и статистика такова - более половины не могут сказать по какой формуле рассчитывается формула площади любой поверхности, а 80% из тех, что знают не могут сказать формулу расчета объема! И все эти люди учились, сдавали экзамены. Так что в них толку? Зачем нужны выпускные экзамены, если выпускник тут же должен был раньше сдавать еще одни для поступления в ВУЗ? Зачем сейчас ВУЗам принимать выпускников на основе ЕГЭ? ВУЗы они профильные  и у них свое направление у каждого. Сделать общую систему экзаменов вступительных адаптивную для разных вузов нельзя? Общая система с возможностью контроля и индивидуализации под профиль ВУЗа.
А как же аттестат? Пусть будет, с оценками ученика годовыми по всем изученным предметам за все классы. В приложении к аттестату о прохождении обучения. 11 страниц как история ученика. Сейчас не так важно как ты учился всю школу, главное напиши ЕГЭ. Так? И это правильно? А аттестат в моем понимании мог бы показать суть ученика, вот результат обучения и отчасти путевка в жизнь.

7 Вопрос - зачем будущему разнорабочему или другому неквалифицированному работнику высшее или средне техническое образование? Ему нужно иметь основные знания, а если надо больше пусть работает и учится на заочном потом. А сейчас ему надо раньше начать работать. Ввести список профессий с полным допуском с 16, 17 лет. И пусть работают. Я работаю с 14 лет и уверен, что это полезно для детей и подростков. Приходят многие на собеседование с дипломом ВУЗа в расчете на то, что лишь за это их надо брать на работу, что диплом это пропуск, но времена социализма прошли, а стереотипы и не перестроившаяся система образования осталась.

8 Вопрос - почему государству с начальной школы, ну допустим с 4 класса не предлагать заключить с родителями одаренных детей и отличников социальный контракт - договор к примеру с такими условиями: в случае успешной учебы на протяжении всего обучения в школе по всем предметам внеконкурсное поступление в определенный вуз с возможным трудоустройством по специальности и выделения жилья молодому специалисту в соцнайм, в обмен на это он обязуется не получать второго гражданства, не выезжать на ПМЖ заграницу, не открывать личных счетов в иностранных банках и не приобретать активов вне своей страны. Контракт на определенный срок, чтоб будущий специалист отработал вложения государства в него. Утечка мозгов говорите? Да чиновники первые стремятся детей из страны вывезти...

9 Вопрос - почему нет инициатив о школьных автобусах? Каждое утро у школ поток машин родителей, суета, пробки, нервы.

10 Вопрос - почему не возрождаются всевозможные кружки на базе школы? Фото, авиамодельные и прочие... сейчас это все полуподпольно на страх и риск директора.

Вопросы можно задавать бесконечно. А ответ как всегда один:
Потому, что никому ничего не надо.... ни родителям, ни государству
А если и делается что-то, то значит это кому-то выгодно. Так уж все устроено теперь, что идеология сменилась на материальную мотивацию. Ну раз сменились ценности то надо перестраиваться?

Кстати, до кучи, думаю что государство изо всех сил старается спихнуть с себя такое затратное дело - бесплатное образование. Но делать это резко нельзя - будет взрыв, поэтому идет неизбежное сползание в монетизацию образования.
Пока это все неофициально. Спросите где я такое видел? Ответ простой: сейчас чтоб хорошо сдать ЕГЭ неизбежно нужно заниматься с репетиторами. Тупо школьных занятий не хватит. И никак иначе. Репетиторство  это черный рынок услуг, никто с него налоги не платит. Учителей приучают брать деньги, родителей платить. Свои уроки такие преподаватели отчасти проводят все более номинально, лишь бы не было претензий от директора и родителей. Потом появятся консультативные агентства и так далее, по аналогии с медициной...