Житейская психология - маркеры.
Люди собирают маркеры хотят они того или нет, понимают ли, что именно этим занимаются или нет, но это один из важнейших инструментов общения и взаимодействия в обществе. И чтоб лучше понимать происходящее, и людей в частности, полезно понимать и применять маркеры.
В нашем детстве не было социальных сетей, но было другое. У многих (в основном у девочек) были красиво оформленные тетрадки в которых собрирались анкеты на друзей. Если тебе предлагает кто-то заполнить анкету, то ты получаешь возможность рассказать о себе раз и прочитать о других два. Вопросы в анкете были впролне прозаичные, что любишь, что не любишь. Кино, книга, цвет, песня и так далее и, конечно, что нравится или не нравится в людях. Стандартные вопросы и дополнительные, зависящие от изобретательности хозяина тетради.
Вот кто-то скажет - детская забава. А я считаю, что это был инструмент сбора маркеров, то есть краткой информации, характеризующей тех, кто заполнил анкеты. Это с одной стороны. С другой самые популярные дети в классе таким образом очерчивали круг одноклассников, которые им интересны. То есть заполнить анкету в тетрадке популярной девочки было престижно для любого к примеру. И что вам напоминает эта детская забава? Социальные сети? Правильно! Они родимые.
Это кладовая маркеров. Кстати, для тех кто хорошо воспринимает визуальную информацию я проиллюстрировал статью картинкой.
Вот по аналогии, человек - это книга, а его важные составляющие, это то, что мы отмечаем в книге маркером. Выделяем из текста, чтоб лучше запомнить, чтоб проще было составить так скажем мнение о книге (рецензию). Собирая маркеры с него мы составляем свое мнение, о человеке, рисуем образ его для упрощения общения с ним, потому, что нам проще общаться со своим образом человека, чем с ним самим!
Итак, соцсеть это сеть, в которой любой может стать "пауком" и "мухой" в зависимости от своих целей. Это все теория. Переходим к практике...
Ситуация простая - приходит человек устраиваться на работу, приносит резюме. Работодатель читает его и отмечает ключевые моменты.
Как оно оформлено, содержание, количество мест работы, специальности и образование. Временные интервалы рабочие и нерабочие, вобщем все что написал кандидат. Резюме это сборник маркеров, которые кандидат пишет осознанно, чтоб выгодней себя продать. Далее работодатель проводит собеседование с кандидатом выясняя соотвествие содержания резюме и самого кандидата. Часть работодателей открывают интернет и ищут любую информацию о кандидате и конечно в первую очередь в соцсетях. Что можно увидеть по анкете человека? Да все что он туда выложит. Любая информация подвергается анализу, собираются маркеры и делаются выводы, дополняющие информацию из резюме и личной беседы.
Например - что человек пишет о себе, какие фотки выкладывает, как они сделаны, где. Домашняя обстановка, порядок или бардак, уровень благосостояния, какие интересы, видео, музыка, что человек постит на своей стене, особенно из того что думает сам, а не перепосчивает от других, сколько у него подписчиков, кто они, сколько друзей и что они за люди (основные). Чем больше информации, тем больше маркеров можно собрать из нее, тем достоверней можно собрать образ.
Профессиональные навыки это одно, а человеческий фактор другое. И второе можно узнать хоть немного лишь из личного общения и сбором маркеров о кандидате.
А что в обычной жизни?
Хорошим примером служит ролик из фильма Терминатор о работе его сканеров и анализа информации, обязательно посмотрите.
Режиссер очень наглядно показывает как работает наше мышление, мы сканируем мир и анализируем информацию, обращая внимание на маркеры и делая заметки на память. Все что происходит между людьми - это обмен данными. Визуальными, тактильными, звуковыми. Все это обрабатывает мозг и применяет. Осознанно или нет, но это можно описать алгоритмами, выявить закономерности и научиться их применять.
Человек создал компьютер отчасти по своему подобию (получение, обработка и выдача информации), который работает посредством программы. Суть любой программы это алгоритм, основа которому условие: ЕСЛИ -ТО. Вот алгоритм жизни и модели поведения и мышления. Условие - решение. Вопрос лишь в том насколько простое или сложное может быть условие и решение. Так вот условие это маркер, для одного, а решение может быть маркером для другого. Такой вот пинг-понг информации между людьми...
Давайте разберем диалог двух человек, допустим на встрече одноклассников, не видевшихся годами. Соберите маркеры. Кто о чем говорит, спрашивает и у кого какие интересы и цели. Подумайте кто какие выводы делает и на ходу их использует. Я выделил в тексте маркеры по своему усмотрению, проверьте меня, а заодно и себя.
1. -Привет, сколько лет сколько зим! Как жизнь?
2. - Привет, да уж давно не виделись! Да все в порядке, а я про тебя часто слышу.
1. - Да ты что? Где? От кого?
2. - Да подруга сестры моей жены работает рядом с тобой и регулярно рассказывает... (иронизирую специально)
1 - Понятно, да у нас там мало интересного, как сам. жена, дети?
2 - Да все в порядке, женился второй раз, родили дочку, в садик ходит. А ты?
1 - А я все никак, некогда, работа, дела, вот машину новую недавно взял, джип, мечтал давно о нем.
2 Ну молодец, а меня как сократили, так полгода ничего хорошего найти не могу, у тебя кстати нет хорошего местечка?
1 А ты кто поспециальности?
Ну и так далее...
Я вижу,при беглом анализе, что:
1й - не знает ничего о втором, у него нет семьи, занят заработком, что по словам удается, купил новый джип (это дорого), занимает не низкое положение. - общий прогноз позитивный с непонятками в человеческом факторе.
2й - знает что-то о работе первого, был неудачный брак , неурядице на работе, сложности с трудоустройством, ищет хорошее местечко вместо предложения себя как специалиста хорошего в какой либо области - общий прогноз негативный с непонятками в профессиональном качестве.
А вы что увидели?
Еще отличным примером использования маркеров можно считать дедуктивный метод Шерлока Холмса. Вот классический пример, освежите память:
Да, есть доля иронии, но суть понятна.
Тема маркеров при кажущейся простоте не такова. Если разделить их на пассивные и активные. Первые это статичные понятия или предметы материального мира, а вторые это действия людей. И вот активные маркеры достойны отдельной статьи, потому что их можно назвать "провокациями".
Как обычно не буду жевать до изнеможения эти понятия, написанного вполне достаточно для думающего человека. Он может взять этот инструмент, заточить его и пользоваться по своему усмотрению или не пользоваться вовсе. Но знать как минимум это обязательно, потому, что если этого не применяете вы, то к вам может применить другой... в своих, а не ваших интересах.