February 10, 2017

Просто о сложном. Информационный шум, ретрансляторы.

Книги, кино, театр, новости - это все одно и тоже. Все что мы видим, слышим, ощущаем это информация, которая поступает нам в мозг. Зачем?

Я уже приводил пример в одной из статей про стереотипы (отсылка - основы) теоретический эксперимент с помещением младенца в замкнутый цикл жизни питания и справления естественных надобностей с лишением любой какой бы ни было информации извне и внутри его среды обитания. Понятно, что в результате мы получим растение, а не Человека. Никакие гены или хромосомы не будут способны научить, воспитать ребенка, сделать его Homo sapiens. Да и сам он не сможет получить для себя как для биологического вида так называемую "личность", а по сути определяющий признак его позиционирования в человеческом обществе, в социуме.

Для работы сознания (осознания самого себя) нужны базовые знания, навыки, одной только психофизической реакции на внешние раздражители (свет, звук, запах и другие ощущения) недостаточно, нужна еще информация как и для чего их применять, навыки нужны (стереотипы).

Итак, для работы мозга человека, его сознания (личностной его части) нужна базовая информация, алгоритмы ее обработки и применения. В некотором смысле на аналогию напрашивается компьютер, но отличие в том что мозг работает не в условно "двухмерном, двоичном информационном поле" как в ПК, а в трех и может даже более кратном виде, условно именуемом "нейронном". Что это значит? Для простоты объяснения представьте себе эдакое трехмерное "облако тегов" из сферы интернет сервисов- то есть различные термины, висящие в воздухе в огромном количестве и на первый взгляд не имеющие все вместе между собой связи. Но стоит начать строить какую либо логическую цепь с определенной целью, как сразу появляются различные связи между этими "тэгами" как из ничего буквально строится нелинейная множественно, последовательно и одновременно параллельно соединяемая связь - клубок из связок. Если вы это смогли представить и понять, то дальше проще. Чем больше мозг имел в своей памяти "тэгов" и алгоритмов установления между ними при необходимости связок, тем больше, содержательней будет "клубок", тем больше он может охватить не только прямых, но и косвенных связей. Чем выше скорость обработки всей этой информации, тем больше обрабатываемый объем, тем выгодней это биологическому носителю мозга. Вот что такое в вкратце уровень интеллекта, знаний, умений, навыков, стереотипов, называйте как хотите.

На этапе взросления человека мозг как губка впитывает "тэги" - как что называется, почему, зачем и так далее. Устанавливаются базовые привязки предметов, заучиваются различные алгоритмы взаимодействия с этими знаниями. Причем (вспоминая статью про внутренний мир) надо учитывать, что все эти процессы происходят в сознании человека в эдакой программе его как биологического организма (аналогия компьютер-программа).

Теперь идем дальше: так как человека в социуме приучают к получению, обработке, передаче и применении любой информации извне в внутри себя, он уже не может жить без этого процесса. Вся его жизнь это удовлетворение не только своих физиологических потребностей, но и моральных, личностных. Это бесконечная потребность в информации, любого рода.

Ну раз есть спрос, то надо создать предложение! Теперь мы условно делим общество на тех, кто больше потребляет (меньшинство) и тех кого потребляют в том или ином виде (большинство) -отсылка к соответствующей статье. Условно представляем потребности и возможности этих классов людей и начинаем понимать, что разница между ними не только в возможностях, но и в их реализации.

Теперь от теории переходим в практической части:

Что такое книга, фильм, картина, песня? Это информация у нее есть автор или группа авторов. Они создали эту информацию, сохранили ее в каком то формате. Они потратили на это время, время своей жизни, условно пусть будет так: певец записал 3 минутную песню, ее послушали 1000 человек по 5 раз в течении года. Это значит, что она была прослушана в течении 250 часов!

Еще раз: условный певец ТРИ минуты своей жизни (конкретно своего пения) обменял на 250 часов чужой жизни. Надеюсь я наглядно показал, как работает система обмена информацией в социуме? Нет? Хорошо, моя соседка, бывшая, каждый вечер нескольким подругам по телефону поочередно рассказывала события своего дня, при этом обе участницы диалога переживали эмоционально говоримое - слышимое. Соседка, обычная женщина- не философ и не психолог заставляла таким образом других людей проживать это время не своей жизнью, а ЕЕ! Наполняя тем самый свой вечер повтором ощущений от событий своего дня. А люди вместо того, чтобы жить своими событиями проживали это время чужими. Теперь понятно?

Я конечно не революционер и не люблю крайности, но смотря кино, читая книгу или любым другим способом получая какую бы то ни было информацию из внешнего мира мы меняем свое время жизни на чужое, и зачастую платно! Не умея самостоятельно наполнять свою жизнь событиями и интересным контентом мы ищем источники их внешние и желаем получать. Опять непонятно? Вот что интересней смотреть футбол или играть в него? Мне - играть. А вам? Конечно невозможно  все всегда делать самому или наоборот только смотреть, но важно понять, что время жизни не прожить дважды, не вернуть назад. Что надо учиться и стараться фильтровать и сортировать информацию, дозировать ее себе на пользу. Что просмотр какого либо события в виде видео это суррогатные эмоции по сравнению с реальным участием в чем-то подобном (отсылка к статье про суррогаты).

Что такое информационный шум? Это всевозможная информация, производимая заинтересованными лицами - "меньшинством" самостоятельно или третьими лицами в интересах этих людей имеющая своей целью заполнению потребностей в получении информации "большинства". Целей масса - это и отвлечение от маскируемых процессов и наоборот привлечение к ним внимания. Речь о процессах манипуляции сознанием людей и групп людей, социумом, большинством, создания у него стереотипа (привычки) стремиться к потреблению (просмотру, прослушиванию) суррогатного вида эмоций. Сторонники теорий заговора называют это зомбированием, не буду с ними спорить. Мое мнение это умение манипулировать обществом в интересах узкой группы людей.

В чем практичность этой статьи? Жизнь становится интересней если вместо пассивного следования привычкам большинства потреблять информационный шум, вы будете развивать привычку потреблять качественные, осмысленные произведения искусства, кино и литературы, стремиться больше лично участвовать в каких либо интересных событиях, а не только читать про них или видеть через экран ПК, ТВ и смартфона. Если вместо просмотра трэшового ролика в ютубе вы посмотрите самодельный видеоклип о своей поездке куда-либо спустя годы. Ну и так далее в том же духе вы будете снижать количество информационного шума в своей жизни, а не в общем его количестве, но вам то какая разница, ведь вы живете своей жизнью, а не чужой...

Теперь о ретрансляторах - как правило представляются такие антенны, передающие что-то в эфир. Но ими являются не только антенны, но и любые источники информации, которые почти без изменения, без своего личного участия получают и передают информацию. Пример? Среднестатический пользователь сети вконтакте - его стена забита репостами, своих мыслей НОЛЬ, их как бы нет, хотя ему кажется что они есть, но с каждым днем их все меньше, ибо он всего лишь видит что-то, пропускает это через себя и транслирует дальше, радуясь, что он нашел, что-то близкое себе и что кто-то лайкает это из других. Если это бездумное ретранслирование, то оно скорей отупляет, чем развивает, но если осмысленное, то где его личное мнение, по своему раскрывающее это?

В современном мире 21 века, наполненном колоссальным объемом всевозможной информации, передающийся в огромных объемах на любые расстояния со скоростью света так непросто удержаться на плаву, не утонуть в море информационного шума, шлака, треша. Непросто поддерживать на полезном уровне критическое мышление, уметь отличать искусство от попсы, учиться потреблять качественный контент, а тем более стараться его производить самому. Хотя бы для себя. Делать что-то самому и жить больше СВОЕЙ жизнью, а не чужой, генерировать свой информационный шум и стараться делать его интересным для других, готовых за это тебе платить. Своими деньгами, своим временем жизни....