October 1, 2017

Просто о сложном. Бог, вера.

Все нижизложенное является личным мнением автора и не претендует на истину.
Что говорят нам толковые словари о понятии "вера"?-  словарь  Ожегова: убеждённость, глубокая уверенность в ком-чём-н. –

-  словарь Даля: уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем либо

- словарь Ефремовой: 1) а) Признание чего-л. истинной силой, превосходящей силу аргументов, фактов и логики. б) Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью. в) Твердое убеждение в непременном осуществлении, неизбежности чего-л. предстоящего. 2) а) Состояние сознания верующего; религия. б) Определенное религиозное учение, вероисповедание. в) перен. Направление в общественной жизни, науке, искусстве.

Видео версия статьи:

Попробую шире раскрыть это понятие:
Человек не может жить без веры, если бы ее не было, то ее бы придумали обязательно или жизни попросту не было.
Вера важна, она нужна как воздух, все потому, что вера это лекарство от страха.

У нас есть органы чувств и та информация которую мы получаем от них является основными  физиологическими чувствами, все остальное производное от них и моделями мышления, то есть знаний в обществе, передаваемых между людьми. Чувства психологические это то, что происходит внутри нас, то что мы думаем о себе и о других, то как мы воспринимаем взаимодействие своего внутреннего виртуального мира с внешним, реальным миром. В своем внутреннем (виртуальном) мире мы находимся в некой относительной зоне комфорта, потому что этот мир мы строим сами для себя, а вот внешний мир полон неожиданностей и неизвестностей. Так вот вера тот мостик между мирами, который человек перекидывает чтоб эти миры взаимодействовали.

Как правило к чему-то или кому-то неизвестному мы относимся с осторожностью, ведь если у нас нет какой либо информации о предмете, животном или человеке, которого мы видим впервые, то мы не знаем к чему приведет контакт. Поэтому пытаемся получить необходимый минимум информации, чтобы перестать так относиться, получить уверенность в своей безопасности при контакте. А сутью осторожности является страх. В природе тот, неосторожен, кто не боится - долго не живет.

Любой живой организм не может быть всегда в  физиологической или психологической зоне комфорта, любой живой организм боится, его жизнь полна страха, потому что он хочет жить, сам толком не знает зачем он хочет жить, но он хочет. И хочет жить спокойно, как этого добиться? Ведь он не может снова попасть туда где ему было максимально комфортно, в утробу матери где он чувствовал себя относительно защищенным.  Поэтому ему нужно подавлять свои страхи, ему нужен психологический инструмент и он его получает от общества из знаний в виде готовых алгоритмов действий. Ведь осторожность, осмотрительность и прочие их синонимы имеют общее происхождение в виде страха. И для его балансирования нужна вера, которая сама по себе не может существовать, она не имеет смысла без этого своего антипода.

Есть вера в себя и есть вера во что-то иное, в других людей, события и так далее. Вера не только в себя самого отчасти снимает ответственность за происходящее, поэтому становится легче, будто кто-то другой теперь решит проблемы что-то исправит или кто-то или что-то поможет если не полностью то частично сделать для него, за него, вместе с ним...  Следовательно в некотором смысле потребность в вере это признание в собственной слабости, это дискомфорт от бессилия, который надо как-то подавить, чтоб он не мучил человека изнутри. Понятно что человек не всесилен, что он не Бог, никто и не претендует на звание Бога. Поэтому как рука взрослого для малыша, страхующая от падения вера нужна человеку для преодоления в жизни чего-то и в первую очередь страхов. И чем более пространным и необъяснимым будет то во что верит человек, тем больше он на это будет надеяться, потому, что не сможет этого объяснить для самого себя, а значит не сможет доказать невозможности этого. Все что доказано полностью является законченным понятием или знанием и в нем нет места для новых составляющих, значит его алгоритм четко определен и отступлений нет и не может быть. Так вот вера в чудо это вера в произвольное изменение какого-то определенного алгоритма, что что-то пойдет иначе и в результате будет все хорошо, и делает это по просьбе человека допустим Бог.

Самую сильную веру в обществе дают религии в которых есть или создаются определенные обычаи и ритуалы, обязательные для исполнения верующими. Состав верующих неоднородный, но так как большинство людей мыслят поверхностно, то для них работает более простая схема взаимодействия при которой они получают возможность думать, что инвестировали в будущее свои сегодняшние усилия, определенные религиозными постулатами и эти инвестиции вернутся им дивидендами в виде желаемого результата. Таким образом часть верующих как в копилку складывают свои добродетели, выполнение обычаев и надеются, что когда им будет надо, то они этим смогут воспользоваться в автоматическом режиме (например по типу бумеранга) или попросив у Бога что-то и Бог как бы не должен будет отказать, то есть если посмотреть на это со стороны, получается, что они до момента потребности в помощи создают запас своих добродетелей в виде задолженности Бога? Я не беру частные случаи, но если смотреть в общем, то похоже на то.

Другая часть людей вообще не парится собиранием добродетелей как бы для Бога, они просто живут, а когда жизнь припирает их к стенке просят Бога о помощи как о милостыне, считая что Бог бесконечно добр и не откажет им в помощи учитывая свое величие и бесконечную любовь к человеку, тем более, что в просьбах они зачастую дают обещания и клятвы "так больше не делать".

Некоторые вообще считают, что Бог им обязан помогать потому, что для этого только Бог и нужен. Тогда получается если он будет всем как бы в помощи отказывать, то люди  перестанут в него верить?

В религии есть такое понятие как служение Богу поэтому есть его так называемые служители, а с другой есть такое понятие как раб божий. И во что может верить так называемый раб? В то, что его Бог защитит и поможет, а служители церкви это представители Бога и через них нужно держать с Богом связь. Для верующего, во первых, это полезно в качестве психологического саморегулятора, и это основная цель его веры, ведь беспокойство и страх могут нанести этому человеку психологический вред и  посредством веры он себя пытается успокоить. Вера дает ему смирение или наоборот сил для каких-то необходимых  действий, то есть это катализатор действий или бездействий, а вера их оправдание для человека, ведь если он ошибся и выбрал не тот вариант реакции, то после он может себя в чем-то винить, а так есть на кого переложить часть ответственности, так что вера очень удобный и полезный инструмент компромисса между внутренним и внешним миром. Пример? Проще простого – есть постулат - на все воля Божья. Как бы все объясняется и оправдывается без обсуждения без вариантов  - конечная инстанция.

Если брать веру в контексте принятия, смирения, а по сути бездействия, то можно предположить, что она проецирует подчинение. Вроде бы это абсурд, что вера порождает подчинение? Но кто сильней вера или тот, кто в ней нуждается? Если рассуждать логически, то вера сильней его, а следовательно человек зависим в определенной степени от веры в том виде в котором ее муссируют в обществе, в тех примитивных штампах, которые берутся людьми за основу знаний о себе как о человеке, как о личности.

Для удобства восприятия веру можно представить как относительный, динамичный баланс между двумя крайними понятиями. Первое - идеалистическое, основанное на абсолютной свободе, эдакая чистая вера без обязательств и привязок к чему либо в принципе, ну типа буддийской нирваны. Вера основанная, на бесконечном долге, на крайней зависимости другое понятие. И человек в течении жизни находится между ними как между двух огней  как между двух полюсов и то к одной он ближе то к другой, так и живет в постоянном движении между ними, то в поиске истины, то в состоянии слепого следования штампам и догмам.

Вера нужна не только человеку, но и обществу, это инструмент управления им, потому, что большая его часть неспособна на осознанное самоопределение и на стремление к вере чистой, без долга. Для этой части дается другое, более простое и действенное понятие, например: чуда, обмена, обычаев, ритуала, что допустим человек придет, поставит свечку и это на что-то повлияет или упадет капелькой в зачет. Но одно дело когда человек ставя свечку искренне верит во все, что с этим связано и проживает эту ситуацию в полной мере внутри себя, что вполне может даже в его организме запускать определенные психофизические или химические позитивные процессы идущие ему на пользу. Но когда это делается только ради ритуала, обязательства или по другим причинам напрямую не связанным с верой в то, что делает человек, то это не работает ему на пользу, это в холостую.. То есть если человек верит даже в невозможное, но искренне, то это как минимум не вредно, а когда не верит ни во что, то это как минимум не полезно. И на то любовь Божья, что человек своей верой сам для себя может приносить пользу, вот в чем смысл веры человека в Бога - пользы для себя самого в первую очередь.

Итак вера это не чувство, а инструмент, который мы получаем из общества из его знаний, инструмент чисто психологический, который можно применять как на пользу так и во вред, а нужен он чтобы справиться со страхом. С одной стороны это же работает и людям это хоть как то помогает, а с другой стороны это очень выгодный маркетинг и с этого можно получать выгоду.

Простейший пример: цыганка на улице пристает к прохожим и ищет возможности пробудить страх рассказами о различных проблемах у потенциальной жертвы и в случае успеха после дает ей за определенную плату решение проблемы создавая уверенность в исцеление, снятие мнимой порчи и так далее, вот так на ровном месте можно создать веру, да еще и заработать на этом, это пример маркетинга на вере - провоцирование страха и продажа уверенности для его балансирования. Этот маркетинг основан на классическом психологическом приеме «создай проблему - реши проблему»

Стереотипы упрощенного понимания веры и подмены глубокого ее понимания только ритуалами и обычаями зачастую используются служителями культов и церквей для создания модели взаимодействия по формуле ты мне я тебе, типа заплати- получи или соверши-искупи. Еще раз, как регулятор это хорошо, но как приобретение выгоды наоборот. Пример: нарушитель ПДД кому должен платить штраф? У него минус денег, но зато либо у власти либо у конкретного сотрудника ДПС денег становится в плюс! Вот что мешает людям в отношениях с религией – выгода последней. Люди готовы на пожертвования, но прозрачные и понятные, а не те, что позволяют служителям жить в роскоши, и не думают об этом только крайне наивные или фанатичные верующие. Хотя винить в этом только церковь тоже несправедливо, ведь если есть спрос и кому-то хочется поставить свечу потолще (а значит подороже), то почему ему должны отказать, поэтому и рождается предложение. И тогда в этом виноваты уже и сами люди, а не только церковь, ведь не каждый раз сотрудник ДПС просит взятку, бывает, что ему нарушители предлагают ему сами... И бывает так, что человек заблуждается, ему кажется, что он верит в Бога, а на самом деле он верит в церковь, которая тоже состоит из людей, у которых в свою очередь тоже бывают свои личные интересы...

Есть такое понятие в обществе как матерь церковь. И в таком контексте церковь для взрослого человека как мать в утробе которой ему спокойно, а вера это та пуповина которая их между ними, но что объединяет, то одновременно и связывает, то что держит вместе, то еще и не отпускает наружу и когда верующий в церковь наглухо с ней связан этой верой, то церковь несет ответственность за то чем она кормит своего «ребенка», который в некотором смысле связан по рукам и ногам и неспособен критически мыслить. Зачем ему так мыслить? Чтоб не отставать от общества, от прогресса, чтоб развиваться вместе с ним и развивать свою веру, делать ее адекватной современным реалиям. Чтоб она эволюционировала вместе с обществом, со знаниями, с моделями мышления.

Каждый человек имеет право на выбор веры, на свое отношение к вере и способам ее реализации и было бы глупо это отрицать и несправедливо как-то осуждать, тем более, что многие верующие таковы лишь потому, что их такими сделали, так за что их осуждать или не дай Бог оскорблять? Терпимость в вопросах веры заключается в том, что никто никого не должен унижать, оскорблять, не должен настаивать на превосходстве собственном или своей веры. Потому, что сама вера, если говорить о ее реальном воплощении не является категоричной, она где-то между идеальными точками отсчета, между идеальной свободой и полным рабством, там, где находится относительный баланс, вот в чем ее уникальность. Вера по сути мать компромиссов значит она и должна быть вселенским примиряющим инструментом для всех и людей и религий...

Вера это умение плавать в море жизни, она помогает не утонуть, и замечательно когда она осознанна, сознательна, чтоб человека не несло куда-то непонятным течением, чтоб он не просто держался на воде, а осознанно плыл. Умению плавать надо учить, может быть даже не всех, а тех, кто способен понять и осознать это более широко и глубоко, тот кому это нужно. Ведь и Бога находит лишь тот, кто ищет. Тот, кому он нужен. И может только в этом случае помогает Бог, помогает вера в него, в себя и в то, что виртуальное внутреннее отношение реально работает?