Содержание речи (Upgrade)
Материал является авторским, поэтому при полном или частичном его копировании ссылка на первоисточник обязательна.
Общеизвестное понятие содержания речи звучит так – это факты, доводы, рассуждения, объяснения, рассказ или описание чего-либо. Большинство людей не придает значения содержанию речи по причине бессознательного ее использования в отличии, например, от специалистов по психологии или ведению переговоров, а зря…
Слушая людей, дикторов на тв и особенно речь официальных лиц, читая книги и новости, смотря художественные и документальные фильмы я учился понимать прямой и косвенный смысл, подтекст, контекст и манипуляции всем этим. Это занятно и полезно для общего восприятия, а тем более для развития критического мышления. Я изучал как выглядят и работают разные способы изложения информации или мысли, а также использование всевозможных формулировок. Но было что-то еще неуловимое и важное, только я никак не мог определить что. И вот недавно открыл и понял для себя то, что перевернуло мое восприятие. С того момента я уже не могу иначе воспринимать информацию, поэтому если вы ничего не хотите в этом менять - не читайте или не смотрите дальше. А если хотите, то продолжаем…
Путем размышлений я пришел к трем смысловым составляющим содержания речи, они могут быть использованы в любом порядке: по отдельности, все вместе, или попарно между собой. Назвал их “определяющая”, “конструктивная” и “оценочная”.
Одна из них определяет значимость или как-то подкрепляет значение последующей, или предыдущей информации. Видов этой составляющей множество, но приводить их максимально необязательно. Важно понять суть, поэтому вот несколько примеров:
- словосочетание - “ представьте себе типовую панельную пятиэтажку” можно назвать представительным
- а выражение - “слушай меня внимательно” - видом подготовительным
- фразу - “это лишь мое мнение” - видом субъективным
- “как написано в википедии” - отсылочным видом
- а -”я юрист по образованию” - видом авторитетным
“Определяющая” смысловая составляющая хоть и значимая, но обслуживает другую, переходя к которой предлагаю вспомнить мой материал под названием “Разбор речи (Upgrade)”, а для тех кто не видел или не читал, сделать это для лучшего понимания. Так вот, следующая смысловая составляющая состоит только из фактической, технической, подтвержденной или прочей целевой информации, которую можно считать сутью и донесение которой является основной задачей человека пишущего или говорящего.
Поэтому, для удобства и универсальности применения назвал ее “конструктивной” В качестве примера такой информации можно представить фабулу протоколов, содержание официальных договоров, технические параметры, документацию любого рода, научные труды, то есть любые массивы данных, которые используют приоритетно существительные, глаголы и прилагательные только для характеристики. Для простоты понимания это “место, время, способ, цель”, короче говоря это только функциональная информация, максимально достоверно переданная, которая может быть логически обоснована, подтверждена и проверена. Или даже недостоверная, но в силу причин нужно сделать так, чтоб она выглядела такой, но об этом не сейчас.
И наконец, мы переходим к смысловой составляющей, в которой содержится информация об отношении говорящего или пишущего к конструктивной или даже определяющей составляющим. Для универсальности и понимания называл ее “оценочной”. Еще раз, в ней говорится только об отношении.
А теперь несколько примеров для понимания содержания речи.
Первый пример - я разбираюсь в законах, потому, что закончил юридическую академию, поэтому изучив проект нового закона “О статусе организаций по сбору рогов и копыт” считаю его хорошим и нужным.
Надеюсь, вам легко удалось понять, что конструктивная составляющая это информация о проекте закона, то что считаю его хорошим - оценочная, а то, что перед конструктивной - определяющая.
Второй пример прекрасно демонстрирует, что независимо от специфики взаимодействия моя теория вполне описывает содержание любой речи. И теперь вместо утверждения используем вопросы среднестатического гопника, которые звучат так “Ты кто такой? Че те надо? и Че те не нравится?” По моему, даже без объяснений, очевидно, что они прекрасно показывают работу всех трех составляющих содержания речи.
На этом для ознакомительного материала достаточно, а кому надо подробнее о теории, а тем более как это применять на практике обращайтесь за индивидуальной консультаций.
Скажу лишь, что описываемые мной навыки являются полезными в любом взаимодействии с людьми и нужны не только для лучшего понимания или донесения достоверной информации, но и для манипуляции восприятием и пониманием оппонента с целью ввести его в заблуждение.