Мысли вслух - конкуренция и ее минусы.
Существует мнение, что конкуренция это хорошо, но давайте посмотрим на нее немного иначе.
Ниша продуктов самая простая поэтому берём ее и город с населением тысяч сто человек. В этом городе существует изначально множество мелких магазинов и средних. Они принадлежат разным хозяевам. Есть один хозяин которому принадлежит два-три магазина. Можно сказать что у него сеть. Что продают магазины? Продукцию разных производителей, которые конкурируют между собой довольно таки пассивно. Ибо у них есть выбор куда реализовать свой продукт. Если не в одном, то в другом магазине. Магазины между собой отличаются по ассортименту продуктов в спектре их качества, а считай цены. На полках много разных брендов и магазинам есть смысл расширять свой ассортимент. Город не голодает, достаточно обеспечен продуктами. Деньги получаемые хозяевами магазинов тратятся в основном в том же городе на другие блага. Круговорот денег больше локален, но идет общий рост местной экономики и растет интерес к более качественным продуктам по более высокой цене.
Ба-бац! В городе строится гипермаркет и несколько супермаркетов крупной торговой сети. За непродолжительное время мелкие и средние магазины терпят убытки и теряют клиентов. При стремлении к выживанию они идут на любые средства. Что делает сетевик пришедший на рынок? Роняет цены. Поначалу продает тоже самое что и магазины, но дешевле. Идет захват рынка сбыта. После его захвата наступает новый этап- захват рынка производителей. Раньше у производителя не были связаны руки, но теперь весь рынок сбыта руках одного продавца. И он диктует условия производителю. Кому интересно как работают сети прочтите роман Колышевского о крысах. Не буду подробно разбирать процесс превращения свободного производителя в раба. Но ключевой момент тот, когда в маркетах сети появляются продукты под ее собственной торговой маркой. Все. Процесс запущен. Постепенно, понемногу сеть выдавливает с полок другие бренды в угоду своему. Идет процесс поглощения рынка производителей.
Ба-бац номер два. В город приходит еще одна торговая сеть и все повторяется. Открывается гипермаркет, супермаркет и даже минимаркеты. Первоначальная система магазинов практически уничтожена. В городе 90% продуктов покупается в этих сетях. Начинается новый этап конкуренции. В гонке за покупателя основным признаком является цена. И сети начинают ценовую войну между собой. Покупатель рад он покупает больше за теже деньги. Но в большинстве своем глуп ибо не видит дольше своего носа. Что происходит? Продукты да и все остальное не могут стоить меньше самого малого! А ведь надо еще и прибыль иметь с продаж! Как ее получить? Да очень просто.
При условии что у сетей есть лежащие под ними производители, которые производят продукты под брендами этих сетей. При условии что розничная цена уже настолько мала что маржа в ней минимальна, а конкуренция требует все больших расходов на привлечение покупателей (реклама, акции и т.д.) что делает сеть? Она требует от производителя снизить цену товара и подсказывает путь к этому. Кто хоть немного понимает в производстве тех же продуктов, тот знает что от изменения рецептуры цена более зависит чем вкусовые свойства. Поэтому производитель вынужден выкручиваться и менять рецептуру в сторону ее удешевления, но с сохранением вкусовых качеств. Заменяя натуральные компоненты дешевыми наполнителями и вкусовыми усилителями да консерватории для более длительного хранения. И делает это постепенно чтобы было менее заметно. Итак. Продавец получает свою выгоду, производитель тоже. Кто теряет? Как ни странно это покупатель. Он теряет качество. Потребляя все больше химии вместо натуральных продуктов. На полках будет все больше говна в красивых упаковках. Но мало кто будет заботиться о своем здоровье. Но и это еще не все.
Ба-бац номер три. В город приходит еще пара сетей. И этот процесс только ускоряется.
В итоге ТАКОЙ конкуренции массовый потребитель не будет иметь никакого выбора вообще. Кроме одного и тоже говна под разными брендами.
Вот к чему ведет НЕКОНТРОЛИРУМАЯ конкуренция. Ведь нет закона определяющего нормы количества магазинов и их торговой площади и проходимости в расчете на количество и плотность населения в городах. Именно в этом можно было бы найти золотую середину. Но оголтелый захват рынка многими игроками влечет за собой только вред. Для конечного потребителя. И если нет особенной разницы чем вытирать зад, то в том что ешь разница огромная.
Еще один минус, нового порядка наступившего повсеместно, это вертикальное вымывание денежной массы. Если, как я уже писал, раньше оборот денег был более локален, то теперь основой поток уходит туда откуда сети растут. И как правило в итоге за рубеж. Есть море рабочих мест, людям платят копейки, а деньги с продаж уходят из региона. Вымывание. Что в итоге? Подавляющее большинство питаются все менее качественными продуктами, едят все больше, а их деньги все меньше работают на них. Выводы: конкуренция как и все остальное это лишь инструмент. Это как атомная энергия пока она контролируется то все хорошо, а бесконтрольное ее развитие в итоге наносит вред.
П.С. от 7.04.2017 https://m.youtube.com/watch?v=I5PLsagGZtE