Сферы жизни - часть 3. Сфера взаимодействия.
Если поискать информацию о сферах жизни, то найдется несколько вариантов представления об этом, например колесо баланса и ему подобные, но в них нет логики и универсальности, они являются лишь примитивными схемами для узкого применения и средством заработка для коучей. В этих схемах одно только взаимодействие с людьми разделено на разные сферы, например семью, друзей и партнеров, хотя сущность в них одна та же. И сегодня об этом кратко пойдет речь, а кому будет мало, то за примерами и методиками обращайтесь лично.
Итак, следующая сфера жизни состоит из психического взаимодействия. Напомню, что в ней одна нервная система взаимодействует с другими нервными системами любых живых организмов и любыми проявлениями интеллекта даже виртуального.
У человека есть глаза, уши, язык, нос, кожа, вестибулярный аппарат, которые будучи сенсорами получают информацию из внешней среды и посредством нервной системы передают ее в ассоциативную зону мозга. Там эти сенсорные сигналы расшифровываются, осмысливаются и используются для определения мышлением наиболее подходящих им ответных реакций, которые передаются в связанную с ними двигательные зоны. Получается примерно следующая схема: событие - получение о нем информации - передача ее - ассоциирование с чем-то, и, в итоге, реакция в виде действия или бездействия. Эта реакция может быть сознательной или бессознательной. Сознательная реакция требуется если в памяти еще нет подходящей ассоциации, тогда мышление создает ее и после запоминает на будущее. А в бессознательную реакцию входят рефлексы, иначе называемые автоматизмами, то есть это неоднократно повторенные ранее действия. У всех живых существ вот такой, плюс минус похожий механизм, названный академиком Павловым первой сигнальной системой.
Ко второй сигнальной системе он отнес информацию, получаемую из слов устной и письменной речи, рисунков, звуков, знаков и других символьных образов. И для использования этой информации мышление вынуждено создавать в сознании образ на основе нее, анализировать его, ассоциативно соотносить с уже имеющимися в памяти образами и в итоге выбирать вид и форму реакции на полученную информацию.
Вместе с реакцией на событие нервная система запускает соответствующий гормональный отклик. Например в случае опасности вырабатываются гормоны, необходимые для работы организма в состоянии стресса, то есть экстремального состояния, необходимого для выживания, а в случае позитивных событий гормоны удовольствия в качестве так называемого вознаграждения.
Эти процессы вызывают ощущения, которые чувствуются как реальные, например страх или удовольствие, а с ними в памяти ассоциированы те или иные реакции в виде эмоций, которые переживаются человеком бессознательно или сознательно не только внутри себя, но могут быть показаны внешне в виде движений, мимики, интонаций и слов.
Таким образом информация, полученная сенсорами влияет на состояние психики, не только по своему содержанию, но и по количеству задействованных каналов, например зрительный, слуховой и так далее. Важно отметить, что чем больше этих каналов используется во взаимодействии психики с чем-то или кем-то, тем больше информации приходит в мозг, тем она эффективнее может быть и тем более достоверным может быть восприятие события.
Например в Третьяковской галерее для усиления эффекта от картин я слушал в наушниках классическую музыку, но увидев картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» я даже выключил ее так как был шокирован и на полчаса замер перед ней в состоянии осмысления переживаний от ее эффекта на мое зрительное восприятие.
Другой пример: проверяя настройки звуковой сцены в машине я наоборот закрыл глаза, чтоб лучше слышать инструменты в музыке и вообще ее звучание как вдруг в месте апогея композиции будто провалился в состояние транса моментально потеряв ориентацию в пространстве и времени.
Третий пример воздействие на кожу в виде боли например в каких-то практиках йог вводит человека в эмоциональный шок и затем тоже в разновидность транса.
Четвертый пример: проговаривание одного и того же выражения, допустим “харе кришна, харе рама” влияет на психику, тоже вводя ее в некоторый транс. Можно, конечно, и дальше продолжать приводить примеры, но думаю суть вы уже уловили…
Следует заметить, что подобные события в группе людей усиливают эффект и этому примеры концерты, митинги, семинары, да и любые другие массовые мероприятия. Не секрет, что лекция преподавателя хуже запоминается если она монотонна, суха и использует лишь информационный канал, но как все меняется когда информация упакована внутри “троянского коня” эмоций, которые возбуждаются через другие каналы восприятия? Спокойная музыка, мягкий свет, приятные запахи, расслабляющий массаж или наоборот несколько минут в состоянии стресса от шокового события открывает восприятие человека и ему можно внушить все, что угодно лишь бы это казалось уместным, логичным и действенным. Можно его так погрузить, что он психологически утонет в переживаниях и своих мыслях, а заодно примет манипуляции собой за благо. То есть сила воздействия на психику тем выше, чем больше каналов восприятия задействовано одновременно и чем лучше это приготовлено и упаковано.
В одном из предыдущих роликов под названием “Разбор речи” я рассказывал как меняется восприятие в зависимости от используемых в предложении слов, часть из которых влияет на наше отношение, психику и эмоции. Сегодня добавлю к тому, что стихи сильнее влияют на восприятие во первых из-за своей ритмичности, во вторых из-за созвучности слов в определенных местах предложений, так называемой рифмой, а также при чтении их с выражением, а по сути интонационными акцентами, помимо смысловых и использовании пауз для усиления эффекта в виде дополнительного времени на осмысление. Что уж говорить про песни, часть которых это музыкальная композиция, состоящая из инструментов и создаваемых ими гармонизированных звуков и вместе с ней стихи, разобранные выше. Конечно, если сравнить лишь предметно изложенную мысль в прозе и ее интерпретацию в виде профессионально сделанной песни, то в каком случае будет сильнее восприятие и запоминание? Конечно в том, где используются мыслительный и эмоциональные каналы вместе.
В ролике под названием “Вокруг и внутри осознанности” я рассказывал, почему эмоциональный канал быстрее и как правило более эффективнее для восприятия, чем мыслительный, поэтому кто не смотрел, рекомендую. Итак, все, что мы видим, слышим, чего касаемся, попадает в наше мышление и мы это описываем, обрабатываем, анализируем, осознаем, осмысливаем и тем или иным образом используем. За примерами далеко ходить не надо, доброе слово и кошке приятно, а значит тот, кто нас называет “друг, брат, любимый, родной” приятным для нас тоном, внешне демонстрируя искренность, подкрепляя это соответствующими касаниями нашего тела имеет больше влияния, чем сухарь нейтрально говорящий лишь существительными и глаголами и избегающий контакта.
Но мы не только воспринимаем, но и производим информацию и тут пользуемся теми же каналами для ее передачи из нашего мышления в другое посредством физической сферы. А так как мышление является высшим психическим процессом у человека, а многие другие живые организмы его не имеют, даже при наличии психики, то и назвал эту сферой психического взаимодействия для универсальности применения. Ведь даже крик животного в лесу это пример производства его психикой информации, которая может быть определена как звук тревоги, боли или наоборот привлечения самки. Можно добавить к сказанному, что односторонний поток информации является воздействием, например изучение картины как результата работы психики художника, а двусторонний поток взаимодействием, так как уже есть взаимный обмен видами информации, по одному или нескольким каналам.
Может ли живое существо без этой сферы жизни? Само по себе да, но среди других живых существ и тем более людей нет. И если человек живет не в абсолютно изолированном формате, то эта сфера обслуживает три остальные, без нее они невозможны в принципе.
Внешнюю сферу она обслуживает в функциях, которые я перечислял в прошлом ролике, это жизнеобеспечения, накопления, распределения, повышения качества и уж тем более делегирования.
Внутреннюю сферу обслуживает, так как только благодаря процессам, описанным выше в ней появляются знания, умения, навыки, воспоминания. Через нее мышление потребляет и производит информацию.
Специальную сферу (сфера получения материальной выгоды) обслуживает просто по умолчанию, так она вообще в моем понимании прикладная, чтоб максимально достоверно понимать три остальные, отделив от них лишнее.
Развитием сферы психического взаимодействия можно считать качественное улучшение навыков получать и воспроизводить информацию, то есть видеть, слышать, чувствовать, а также показывать, говорить, касаться делать другие действия, направленные на воздействие и взаимодействие. Любопытно, что видеть, слышать и чувствовать полезно уметь так, чтоб максимально достоверно и объективно понимать происходящее, а вот показывать далеко не всегда надо уметь достоверно, а иногда наоборот, думать одно, а показывать другое, да так, чтоб ни у кого и сомнений быть не могло. Я не говорю, что врать плохо или хорошо, а лишь то, что так или иначе делать это приходится, поэтому есть смысл делать это качественно и эффективно. А для этого просто сказать недостаточно, надо хорошо владеть мыслеформами, языком жестов, мимикой, дикцией, тактильностью и другими подобными навыками.
И даже и при искреннем, честном подходе это нужно для усиления эффекта, повышения качества взаимодействия, для более широкой синхронизации.
Наше мышление устроено так, что ему с одной стороны надо много информации, чтоб лучше выживать а с другой как бы меньше из-за того, что мозг самый энергозатратный для организма орган, а эволюционно есть необходимость энергию экономить. Поэтому для большинства то, что я рассказал считается бесполезным, так как им для взаимодействия достаточно относительно примитивного и бессознательного копирования и воспроизведения навыков, лишь бы они обслуживали потребности и функции внешней среды, а также минимально закрывали потребности их внутренней сферы.
Каждый решает сам, бессознательно смотреть кино и получать только эмоции или понимать как и что влияет на его мышление и ощущения в этом процессе. Просто слушать песни фоном или понимать как влияют на его эмоции и мышление звуки и многократное повторение про себя или вслух каких то чужих моделей мышления. И далее, далее, далее…
Но этому надо учиться, практиковаться, развиваясь во всех сферах относительно гармонично. А как это делать я в этом видео рассказывать не буду. Для этого есть научные книги, лекции, курсы и даже художественная литература и кино, из которых можно не только просто копировать модели поведения, но изучать их, разбирать на составляющие, чтоб понимать как это все работает, чтоб после не тупо воспроизводить, а применять более гибко и адаптировано по необходимости в чистом или измененном виде. Это долгий, но интересный путь, который начинается с вопросов и поисков ответов на них, полный открытий, умственного труда и удовлетворения от процесса и результата. Смысл учиться в том, чтоб жить в большей степени свою, а не чужую жизнь, а еще лучше, чтоб другие ее максимально обеспечивали и обслуживали, так уж наш мир устроен. И реализация этого как раз и возможна только через эту сферу жизни.