August 13, 2013

Мысли вслух. Деньги. (часть 1)

Давно собирался начать писать про деньги. Хочется как-то воедино собрать мысли по этому поводу.
Начну издалека, писать буду не особо вдаваясь в подробности, ибо важна суть, чтобы ее осознать нужно отложить на время привычные понятия о деньгах. Ситуация будет синтетической, нереальной, чтоб в чистоте делать выводы и не мешали частности.

Представим остров в океане на нем одна пальма с бананами, растущими круглый год. Вокруг нее сидит несколько обезъян, не тех которых вы видели или знаете, а так скажем виртуальных, у которых отсутствуют любые навыки их внутрисоциальные, пусть по условию задачи они все равны по знаниям и понятиям, отличаются они только физиологией и генами (читай способностями).
У них есть очередность в подходе к пальме- залез, сорвал банан, слез, съел. Каждому по потребностям и  все довольны, сыты. Картинка представилась? Да так не бывает, но это социальный эксперимент.

Теперь вносим новое условие: все обезъяны кроме одной в свободное время от походов к пальме и еды, отдыхают, спят, играют, но одна из них глядя на то что в играх и по жизни из всей стаи выделяется одна сильная, но явно глупая придумывает нечто новое. Она обращается к Верзиле и предлагает сделку, идею. Пусть Верзила берет дубину, становится возле пальмы и никого без спроса его (назовем его Главный) не пускает за бананами. Все вопросы допуска к пальме решает Главный, а Верзила ее сторожит.
Обоснование Верзиле в том что ему теперь НЕ надо лазить на пальму самому, потому что те кого они будут туда пускать будут рвать бананов не только для СЕБЯ, но и на ИХ долю. Сказано - сделано. Что было? Равные условия и права, отсутсвие социального различия. Что стало? Социальная мутация вызванная мутацией стереотипов одного из этого социума породила неравенство и иное представление о бытии для всех его членов. Пальма была общая, но Главный создал стереотип, что теперь она ЕГО, личная, и этот стереотип вдалбливается другим дубиной Верзилы.

Вот так просто на ровном месте все поменялось. И остальные обезъяны боятся вернуть все назад, ибо даже нападая все вместе на Верзилу, каждая понимает что кого-то таки убъют и предполагая что это может быть именно она, желание отпадает. Тем более что сложного взять не 1 а 2 банана? Дальше схема просто усложняется, появляется обезъяна доктор, тренер, педагог, мастер дубин, обезъяна массажист, обезъяна управляющий отделом охраны, добычи, переработки.... Но суть остается.

1 Есть те кто сказал что вот ЭТО-МОЕ, ТО ЧТО РАНЬШЕ БЫЛО НИЧЬИМ И ЭТИМ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ВСЕ НА РАВНЫХ УСЛОВИЯХ.
2 Есть те кто им помогает это держать под контролем.
3 Есть те кто всех обслуживают в их жизненных и иных потребностях
4 Есть те кто производит РЕАЛЬНЫЕ блага. Материальные объекты, необходимые всем остальным для жизни, а не для развлечения.

Мир уже никогда не вернется в ту пору когда все были равны ибо это идеалистическое представление, синтетика. Не бывает равенства, нигде и никогда. Ибо страх перед смертью и жажда жизни ставит свою жизнь выше других, свои интересы выше других.
При чем тут деньги? При первой модели задачи они были не нужны, во второй они неизбежно появляются, ведь нужно средство обмена внутри социума где сталкиваются блага материальные и нематериальные (например еда и услуги).

Для первой части скажу пока что это инструмент взаимодействия внутри социума, но он намного интересней и сложней чем то, каким мы его привыкли воспринимать. Новый взгляд поможет открыть новый смысл денег и я постараюсь хоть немного разобраться в этом по своему. Теперь у нас есть предпосылки для вывода что деньги такие как они есть или иного вида неизбежно должны были появиться.
Продолжение следует...