Задачи, проблемы, решения.
Материал является авторским, поэтому при полном или частичном его копировании ссылка на первоисточник обязательна.
Уже много раз в своих материалах рассказывал про удивительные, но закономерные искажения человеческого восприятия. Допустим спрашиваю курильщика: “Зачем ты куришь?” А он мне отвечает “потому, что не могу бросить”. Многие ли из вас сейчас что-то заметили странное? Человек ответил не на мой вопрос “зачем?”, а на свой вопрос “почему?”. Он на лету перевернул смысл вопроса и без сомнений отвечает. Еще раз спрашиваю “зачем?”, а он снова отвечает на “почему” бывает по нескольку раз, не понимая, что вопрос о другом, пока ему прямо на это не укажешь. У меня есть на эту тему материал “волшебное слово”, поэтому сейчас лишь кратко поясню, что вопрос “почему?” обращается как правило к прошлому, к причинам, предпосылкам, а вопрос “зачем?” очень хитрая и полезная штука, так как обращается к будущему и требует сформулировать смысл действия, называемого “курением”, а сделать это сложно или даже невозможно совсем. Поэтому в большинстве случаев курильщики с моей помощью делают вывод, что курить как бы и незачем, нет в этом смысла. Таким образом можно ловить людей в смысловые ловушки, меняя их восприятие в какую-то сторону. Подмена понятий, искажение восприятия, частичное мышление у людей могут быть выгодны, тем кто умеет это использовать. Манипулируя значениями слов во всевозможных контекстах, создавая необходимый смысл можно лучше понимать реальность самому и влиять на мышление других.
Сегодня очень важная и полезная мысленная уловка. Она одновременно универсальна и эффективна, а применять ее проще простого. В среде психологов можно найти похожие методы, но из того, что нашел ни один не объясняет в чем механизм превращения одного в другое, да и используют это только в одну сторону. А я бычно эту уловку объясняю так:
Вспомните себя в школьные годы: весна, апрель уже тепло, снег растаял, на улице уже сухо, прекрасная погода, чистое небо, теплое солнце. От этого всего отличное настроение с которым вы идете со школы домой где пора садиться за уроки. Открываете задачу и читаете: “Два землекопа копают траншею и далее по тексту…”
Не сразу вникнув в условие читаете внимательно его три раза, представляете ситуацию в живую, вспоминаете, что похожее решали в школе на уроке и по аналогии пишете на черновике решение, проверяете результат и спокойно переписываете в тетрадку на чисто. Спросите себя теперь, что вы только что сделали? Логичный ответ “я решил задачу” Теперь отмотаем назад и начнем сначала.
Открытый учебник, ручка и тетрадь на столе, но сосредоточиться на условии задачи мешает прекрасная погода, пение птиц на улице и шум детей во дворе, они играют в разные игры, им весело. Вам хочется к ним играть и бегать, но надо сперва сделать уроки. Так, что там - два землекопа…, блин пацаны футбол начинают, что там дальше “копают траншею”, вот бы гол забить… Да, очень хочется гулять, но надо делать уроки. И где-то мимолетно проскакивают мысли, что вам нравится играть, а не делать уроки, вам не понятна задача и вообще не очень любите математику, она скучная. Но делать то надо и вы делаете. Кряхтя, сопя и нервничая, в итоге находите решение и облегченно выдыхая бежите во двор. Спросите себя теперь, что вы только что сделали? Кроме задачи вы еще решили и проблему, которую сами же и создали. В таком ракурсе проблема, это задача, к которой у нас сформировано негативное отношение. Такую задачу решать в разы сложнее, так как надо преодолевать свой внутренний негатив и помимо выполнения нужных действий справляться ещё и с ним.
С тех пор как я однажды это понял моя жизнь стала меняться, иначе стал слышать других людей, иначе их понимать и использовать то, что они говорят. Как только они произносят слово “проблема” я тут же обращаю внимание в каком оно контексте, какой смысл в его использовании и реагирую на уже в зависимости от своих интересов.
Эту замечательную парочку слов “задача и проблема” можно использовать где и когда угодно превращая проблему в задачу и облегчая себе ее решение, но можно и наоборот, если надо нагрузить оппонента, создаем ему “проблему” из любой задачи через формирование его отношения к ней. Тут все средства хороши, лишь бы оппонент был вовлечен в переживания любого рода, лишь бы у него появился внутренний конфликт. Банальный пример - вы заезжаете в автосервис из-за непонятной работы своей машины. Мастер делает какие-то диагностики и изрекает “мда, это капец” и печально смотрит на машину и вас, отчего вы чувствуете появление проблемы. Любая информация, которая начинается с оценочных высказываний “это ужас, кошмар или ппц” сразу же нас отправляет в царство проблем. И тем более когда с вами начинают диалог словами “у вас большие проблемы”. Это работает! Потому, что ассоциации выучиваются в детстве большинством людей и как правило не меняются потом уже никогда. Откроем толковые словари, как там дано определение понятия “проблема”?
Пробле́ма (др.-греч. — задача, задание) в широком смысле — сложный теоретический или практический нерешённый вопрос, требующий изучения, разрешения.
- в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения;
- в обычной жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать.
Как видно словарь вполне описывает значение слова проблема, только большинство людей понимают проблему как неприятность, как негативное событие. И они с проблемами что делают, борются? Меня всегда забавляли такие борцы, это любопытная личностная особенность, хоть выдавай им значки с надписью “люблю извращения и садизм, ищу свою секту” Почему так говорю? Борьба занятие может и увлекательное, но бесполезное. Намного эффективнее проблему превращать в задачу, а для этого нужно убрать негативное отношение к ней, перестать думать что это мне “ не нравится, это неинтересно, не нужно, скучно, душно, я не хочу, не могу не буду” и им подобные. Перестать называть это проблемой, а только задачей, сконцентрироваться на ее условиях, обстоятельства, искать решение, а главное что-то делать поэтапно даже по чуть-чуть на результат. Кроме того можно использовать ещё одну уловку из моего материала про “планирование” - вместо того, чтоб говорить самому себе, что “нужно или должен” использовать слово “хочу”. То есть не “должен сделать домашнее задание”, а “хочу сделать домашнее задание”. Если уж и использовать отношение к задаче, так пусть оно будет позитивным, а значит более продуктивным. Еще у меня есть девиз: “хочу, могу, буду”, который работает как установка, простая и надежная как автомат Калашникова.
Итак, негативные возбудители наших эмоций отрицательно влияют на наше отношение, а следовательно создают внутреннее состояние, мешающее процессу. Можно любую задачу превратить в проблему для манипуляции восприятием, а можно наоборот снять проблему, превратив ее в задачу, а ещё эффективнее сформировать позитивное отношение к ней. Бороться со своими проблемами вообще бессмысленно, так как любая внутренняя проблема это проявление личностного конфликта. Личность хоть и состоит из субличностей, но в целом все равно обобщенно целостная, поэтому борьба с собой это увлекательный квест, требующий массу сил и времени, но выгодный кому угодно только не вам. Следует перестать бороться и начать взаимодействовать. Задавать логичные вопросы самому себе и находить на них эффективные ответы. А негативные переживания лучше предоставить, тем кто без них не хочет или не может. Должен ведь быть вселенский баланс? Вам радость от решения задач, а кому-то переживания от борьбы с проблемами. Это конечно ирония, на самом деле, чем меньше люди вовлечены в борьбу с проблемами, тем больше они транслируют вокруг хорошего настроения, что положительно сказывается на “средней температуре по больнице” в обществе. Так, что пользуйтесь сами, делитесь с другими, а если что непонятно - обращайтесь.