Исследование смыслов.
При полном или частичном копировании авторской части материала ссылка на первоисточник обязательна. Авторская часть может в какой-то степени не совпадать с некоторыми общепринятыми представлениями, что не исключает эффективности ее применения.
Сегодня о любопытных наблюдениях и открытиях, которые сделал в течение нескольких лет общаясь с разными людьми. Я задавал им вопросы на общеизвестные темы и большинству было сложно сходу ответить, что такое счастье, судьба, жизнь, личность, дружба и другие им подобные. На эти вопросы вслед за ними каждый раз отвечал сам, проверяя свои мысли в разных ситуациях, настроениях, контекстах диалогов. Это помогало совершенствовать собственные понятия.
Кстати о понятиях, любой важный разговор надо начинать с их определения:
Слово — это наименьшая единица языка, служащая для именования предметов, качеств, характеристик, взаимодействий, а также для служебных целей. По сути это определенный набор звуков или соответствующих им символов.
Использование слов - это работа второй сигнальной системы человека по теории академика Павлова. У каждого слова есть значения и смыслы, послушаем об этом фрагмент лекции профессора кафедры психологии МГУ. Все понятно? Тогда поясню по своему:
Значение слова - это установленная в языке или используемая людьми связь его символьного или звукового содержания с образами в их памяти.
А смысл слова - это фактическое применение значения. Помещение значений в разные контексты позволяет формировать смыслы. Теперь понятно? Ну хорошо:
Чтобы лучше понимать реальность надо знать как можно больше слов и их значений, уметь их применять во всевозможных контекстах, формируя смыслы не только во взаимодействии с людьми, но и в самом себе.
В Америке некоторые время назад была организация под названием NXIVM, Она предлагала курсы личностного роста, в которых были групповые занятия с названием “Исследование смысла” И поначалу все шло замечательно, но потом людей начали вовлекать в порочную деятельность. В итоге власти признали это сектой, организатору дали пожизненное заключение, а организацию ликвидировали. Кому интересно можете посмотреть об этом в документальном фильме “Клятва” фрагмент из которого только что видели. В чем же волшебство исследования смыслов и почему оно эффективно? Осмысление понятий, это процесс формирования новых для себя контекстов значения слова, что позволяет видеть его с разных сторон и делать в своем мышлении более объективным, а значит получать возможность жонглировать контекстами и формировать новые смыслы, помещая в них кого угодно, включая себя. Это дает преимущество во взаимодействии с окружающими, а значит увеличивает потенциал влияния и управления. Применительно к себе так можно развивать настоящую осознанность, критическое мышление, ментальную и эмоциональную определенность, снижать количество и степень внутренних конфликтов.
То есть, в NXIVM применяли смену модели мышления людей, помогая им, решая их внутренние проблемы, а после вовлекали в порочную деятельность. И сейчас не нужны оценки насколько это плохо, важно понять как это работает. Углубление знаний о чем угодно полезно, это меняет представления в нужную сторону, а групповой процесс усиливает эффект и дает ощущения взаимной сопричастности.
А теперь вернусь к наблюдениям и выводам по общению с людьми:
1 Все используют в своей речи базовые понятия, такие как жизнь, судьба, счастье, дружба, но их уверенность в понимании смысла этих слов практически всегда оказывалась обманчивой. Дело в том, что их понятия были созданы обществом когда они были детьми и еще не умели анализировать, размышлять, когда учились лишь бессознательно копировать поведение и действия окружающих. Кто помнит про двух обезьян из моего прошлого материала, тот поймет разницу между осознанием действия и только его копированием. Но зато есть иллюзия, что другие люди их понимают, хотя на самом деле у них точно такая же неопределенность в понятиях. Это напоминает мой разговор с водителем такси в Дубае - индусом. Английский у него так себе, а у меня вообще никакой, мы вроде о чем-то поговорили, по факту каждый о своём.
2 Практически никто не может сходу быстро и внятно ответить на прямой вопрос “ что это?” (счастье, дружба и т.д.) - у людей нет наготове понятий. Они представляют это образно, обобщенно, никто не лезет от нечего делать в толковые словари изучать такую “банальщину”. Это повторяется из поколения в поколение, не знающие понятий родители-функционалы выращивают таких же детей.
3 Практически все вместо ответа на вопрос “что это?” начинают объяснять “когда это” Причина в привязке их понятий к конкретным событиям, действиям или собственным ожиданиям, которые были заложены в бессознательный период их детского развития и необходимы были для социальной адаптации. Поэтому отвечая люди пытаются вспомнить или представить что-то похожее на то, о чем их спрашивают, следовательно автоматически описывают события, действия или свои ожидания. Они рассказывают свои воспоминания из прошлого или фантазии о будущем. Вот почему говорят “когда это”, вместо “что это”.
4 Часто используют отсылочные определения понятий, например, что судьба - это жизнь. То есть вместо раскрытия этого понятия происходит отсылка к другому понятию. Хорошо, допустим, а жизнь тогда что такое? И снова поиск отсылки, либо тупик диалога. Замкнутый круг, где одно похоже на другое и непонятно каждое.
5 Некоторые отвечают, что “это философский вопрос” и не хотят продолжать. Говорят, что это скучно, душно и не интересно. Если человеку не интересно то, что его отличает от животных, то я это принимаю, но статистику веду.
6 Часто слышу ответ, что “это каждый понимает по своему”. Только люди путают между “понимать” и “чувствовать”, а это разное! Заглядывая в себя в поисках ответа они ассоциативно в первую очередь обращаются к своим чувствам, ощущениям. Там они находят что-то неопределенное и не могут этого описать. А раз знаний нет, то вместо понимания есть только бесформенные ощущения. Дальше их логика, что все остальные люди наверное такие-же, поэтому первое, что приходит на ум - известное выражение “это каждый понимает по своему”. Но разве человек имеет право отвечать за других? Как остальные понимают ему доподлинно неизвестно, он быть хоть за себя ответил, но не может, поэтому ссылается вроде на всех и при этом ни на кого конкретно. А узнать как это понимают другие люди в принципе легко. Достаточно открыть опросы общественного мнения, на тему “насколько вы счастливы?”. Они проводятся в нашей стране несколько раз в год с целью мониторинга настроений в обществе. Один из вопросов таких исследований звучит так: “что для вас счастье?”. Схема ответов практически не меняется и счастье для людей это:
Ну и где тут “каждый по своему”? Русским по белому видно, что ответы разбиты на группы, а не индивидуально - уникальны.
Я регулярно общаюсь с незнакомыми людьми через интернет в голосовых и видео чатах. На них удобнее изучать мышление, оттачивать знания и навыки, как в тренажерном зале. В этих диалогах на вопрос “что такое дружба” ни один человек не дает сходу универсального ответа. Практически все объясняют понятие “дружба” по аналогии с вышеприведенными вариантами. А вот трансформация моего понимания:
В марте 2015 года я писал на своем сайте так:
“Дружба-это взаимообмен между двумя или более людьми информацией, предметами материального мира и обязательствами. Причем в понимании большинства обмен это не столько коммерческий, сколько так называемо "духовный и моральный".”
В марте 2022 года внес изменения:
“Дружба это совместные действия двух или более людей на основе личных ,а также общих интересов и моделей мышления как отношения, включающие в себя взаимообмен информацией, услугами и предметами материального мира, а также их внутреннее отношение к этому всему.”
Задавая в диалогах вопросы людям, я одновременно задавал их себе тоже. Слушая сбивчивые, а местами и вымученные ответы, наблюдая за растерянностью оппонентов вывел новое определение. Оно основано на двух факторах - представление и взаимодействие.
- Представление - это как и что человек думает. А значит это может отличаться от реальности. Например один человек считает второго другом, а тот лишь играет нужную первому роль для какой-то своей выгоды. Или когда человек считает другом собаку. Вполне распространенный стереотип мышления, но собака считать другом человека не может, потому, что думать не умеет. Она способна лишь на рефлексивную зависимость. А еще люди могут считать другом велосипед, автомобиль, автомат или любой другой предмет, но они не могут ответить тем же. Поэтому реальным для человека в таких случаях может быть только его представление, а по сути иллюзия.
- Взаимодействие - это общение, совместный отдых, употребление пищи или спиртных напитков, мероприятия, игры и даже труд. Но это только действия, события материального мира, события физической сферы. Еще раз, это конкретные действия, а не понятие дружбы.
И поэтому в феврале 2024 года появилось понятие, что:
“Дружба - это представление человека об отношениях и взаимодействии с людьми, животными или вообще с чем угодно”
Трансформация понятия через исследование смыслов понятна? Ну, хорошо, тогда еще проще: в двух словах дружба - это лишь мысль. То, что человек думает о своих отношениях или действиях с другими людьми, животными или даже вещами. Такое определение во первых для меня намного эффективнее объясняет “что это такое”, а во вторых дает внутреннюю свободу, отвязывая понятие от непосредственных действий. Между понятием и действием появляется мысль, как обязательное условие. Свобода мысли мне дает возможность выбора как поступать и как относиться, ведь так у меня исчезает прямая зависимость в мышлении между конкретными действиями и моим отношением. А в общении с испытуемыми при необходимости “ломает” оппонента, сбивает его с толку, ставит под сомнение представления об отношениях с людьми, а самое главное - его отношение к друзьям. Если продолжать играть смыслами, то можно вывернуть его мышление наизнанку, по аналогии с NXIVM. Интересно наблюдать как на твоих глазах человек логически приводится к пониманию, что друзей то у него оказывается и нет. Эксперименты со случайными собеседниками из интернета удобны, ведь большая часть не понимает, что они используются в качестве подопытных. Оскорбительных или унизительных слов они не слышат и веду себя максимально уважительно, дипломатично и без эмоций. А то, что они с азартом бросаются в дискуссию это их выбор и желание, поэтому никаких моральных норм мной не нарушается.
Теперь пора подвести итоги. Исследование смыслов необходимо для развития сознательности, а это главное условие для второго рождения личности. Профессор из МГУ не зря говорил, что смыслы помогают понимать реальность, а кто это делает эффективнее, тот имеет преимущества перед другими. Организация NXIVM доказала эффективность исследования смыслов как мощнейшего инструмента влияния на мышление, избавляя людей от фобий, заблуждений и даже некоторых заболеваний. Мои истории, рассказанные поверхностно являются примерами мысленных трансформаций, но изучить изложенный материал даже несколько раз будет недостаточно, поэтому приглашаю желающих в личный диалог для разбора и создания концепций для вашего личного применения. А чтоб это все не казалось голословным расскажу один из практических приемов применения исследования смысла. Но предупреждаю, что моралистам это может не понравиться. Приготовьтесь, наберите воздуха, не дышите. Шутка)))
Скажите себе, что дружбы вообще не существует, есть только ваша мысль о ней и мысль эта - иллюзия, причины разобрал выше. Кто хозяин этой мысли, вы? Значит имеете право думать не только это, и все что угодно. Вот и представьте на минуту, что не существует дружбы, сотрите свои представления, посмотрев на них со стороны. А что тогда есть? Взаимодействие с людьми, это да. Но это во первых только действия, во вторых связанные с ними события и, в третьих ваше отношение к этому (нравится или не нравится, хорошо или плохо, правильно или неправильно). И если очень хочется, то можете это все назвать любым словом, но вы никогда не можете знать достоверно, что про это все думают ваши друзья. Это как квантовая механика, как “кот Шредингера”, это неопределенность. Попробуйте перестать считать людей друзьями, перестать формировать этим свои ожидания от них, надежды и тем более требования. Обращайте внимание на их личностные качества, черты характера и индивидуальные особенности, ненавязчиво получайте информацию об их семье, традициях, ценностях, принципах, верованиях, правилах жизни, потребностях, желаниях и конечно возможностях. И вместо создания у себя иллюзий делайте конкретные действия, чтоб формировать в этих людях отношение к вам как к “другу”, основываясь на их представлениях о дружбе. Делайте разумные интеллектуальные, моральные и даже материальные инвестиции с оглядкой на потенциальные риски их потери с целью получения выгоды любого рода. А тому кто сочтет это абсурдом я напомню, что “дружить” надо уметь. Тем более с людьми, которые считают, дружбой именно конкретные действия, а такие как видно из опросов практически все. У них жесткая связь в мышлении между действиями и понятиями, у них нет свободы мысли, да она им и не нужна. А тому, кто умеет мыслить и не выгодно, чтоб окружение было таким же свободным как он, наоборот пусть лучше окружающие зависят от него, пусть считают его своим другом, лишь бы это устраивало их самих. Идеалистические фантазии следует заменить процессом отбора людей по своим интересам для отношений и создания оптимальной дистанции. Вот для чего нужны знания, навыки и опыт, но получить их можно только самостоятельно через свое мышление, а оно питается смыслами, которые как раз для этого надо исследовать. Когда у вас много смыслов, когда вы постоянно находите или умеете создавать свои, то вы лучше вы защищены от чужого лицемерия и своих разочарований. А если защищен, то значит вооружен, даже маленький шаг в этом даст преимущество над теми, кто бессознательно дрейфует по жизни. Я прекрасно владею игрой контекстами и могу рассказать как находить или создавать тот или иной необходимый смысл и превращать его в практический инструмент. А как им пользоваться уже дело каждого, кого заинтересовало - обращайтесь.